?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бронетехника СССР



Не успели ещё просохнуть чернила на проектах средних бронеавтомобилей, разрабатываемых опытным конструкторско-испытательским бюро под руководством Н.Дыренкова, как главный конструктор уже занялся новым проектом. На этот раз порыв своих творческих мыслей Дыренков направил на создание легкой броневой машины, предназначенной для разведки и связи. Существует два мнения, касающихся появления будущего бронеавтомобиля Д-8. Согласно первому из них, изложенному в книге Л.М.Шугурова “Автомобили России и СССР”, этот процесс проходил следующим образом.

"...Во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны в 1931 году тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский журнал "Арми Орднанс", обратил внимание хозяина кабинета на последние модели бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклонённые броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Дыренков ответил, что работа над подобной моделью у него уже идёт и завтра он готов её продемонстрировать.

После ухода гостя Дыренков распорядился снять легковой кузов со своего служебного автомобиля, вызвал плотника и уже к вечеру на шасси стоял фанерный макет со следами карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры. Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам вырезали из бронелистов панели, собрали из них кузов, установили его на шасси.

Самым трудоёмким оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси ГАЗ-А..."

В этом рассказе автор книги немного напутал с датами, поскольку проект Д-8 появился в конце 1930 г., и был реализован в следующем году. А вот на счет того, что прообразом для его создания были американские бронеавтомобили “с низким силуэтом и наклонными листами корпуса”, которыми могли быть только Т6, Т7 или Т10, Шугуров отчасти был прав. Эти машины были построены на основе ходовой части коммерческих автомобилей и действительно имели минимальные геометрические размеры, вот только их ходовые качества оказались посредственными – непонятно только, почему один из замнаркомов обороны (фамилия которого не указана) об этом не знал.

Вторая версия, описанная в книге М.Коломиеца “Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945”, выглядит намного более убедительно. В ней говорится, что с предложением разработать “полностью бронированный разведывательный Форд-А” выступил сам начальник УММ РККА Халепский, который не слишком надеялся на успех “колесных танкеток” (полубронированных пулеметных машин), заказ на которые был передан в ОКИБ в сентябре 1930 г. Новое задание было адресовано лично Дыренкову и тот в кратчайшие сроки подготовил проект. Через месяц состоялось его рассмотрение и 25 декабря Халепский распорядился начать постройку двух опытных образцов. К 1 февраля 1931 года по чертежу № С-17-39 надлежало построить прототип с одним пулеметом, а по чертежу № С-17-41 прототип с пулеметом и зенитной турелью. Несмотря на ряд затруднений, возникших при подготовке комплектов рабочих чертежей и постройке опытных образцов, в докладе о ходе выполненных работ от 9 февраля 1931 года указывалось, что Дыренков сверх плана полностью изготовил оба опытных образца. Правда, второй прототип (с авиационной турелью) был представлен в “черновом варианте”. Спустя 4 дня Дыренков направил Халепскому отчет и выполнении работ – в нём уже указывались названия машин, которые главный конструктор присваивал самостоятельно.

“На основании полученного от Вас задания мною разработаны и построены следующие образцы бронирования:

1. На легковом шасси «Форд-А» разведывательный двухместный бронеавтомобиль при одном пулемете действующем, одном запасном и четырех огневых точках. Обозначение Д-8р.

2. На таком же шасси при таком же вооружении, но с несколько удлиненным кузовом и добавленной установкой стандартной зенитной авиатурели. Обозначение Д-12р”.

Конструктивно обе модификации были весьма похожи. Корпуса прототипов собирались из незакалённой броневой стали толщиной от 3 до 7 мм. Пытаясь повысить пулестойкость корпуса, Дыренков установил лобовые и кормовой бронелисты под большими углами наклона. По каждому борту имелись двери для посадки экипажа из двух человек (водителя и командира). В крыше был сделан люк для наблюдения. Если судить по имеющимся фотографиям, корпус первого Д-8р действительно собирался “на ходу” с приблизительной подгонкой листов.

Вооружение бронемашины состояло из одного 7,62-мм пулемета ДТ, стрельба из которого могла вестись через четыре шаровые установки в лобовом, кормовом и бортовых листах корпуса. Боекомплект состоял из 43 магазинов (2709 патронов), уложенных по бортам. Ходовая часть Д-8р, вместе с двигателем, трансмиссией и другими элементами, полностью переходила от грузового автомобиля Форд-А. Колеса не имели какой-либо защиты, а шины были обычными, пневматическими.

Весной 1931 года Д-8р и Д-12р, после некоторых доработок, предъявили на испытания. В составленном комиссией НТК УММ РККА отчете от 27 мая говорилось следующее:

“1. «Форд-А» (Д-8, Д-12).

Имеющиеся на машинах установки для ДТ расположены без учета возможности ведения из них огня. Установка пулемета у водителя вследствие невозможности приведения пулемета до горизонтального положения, так как голова стрелка упирается в крышу и отсутствие угла снижения допускает возможность ведения пулеметного огня только по высоким целям.

Стрельба из боковых установок также невозможна ввиду трудности приспособления стрелка к этим установкам. Если стрелять с левой установки, то мешает задняя стенка машины и спина водителя. При стрельбе из правой установки можно стрелять прямо перед собой. При этом стрелку приходится втискиваться между водителем и задней стенкой корпуса. Сектора обстрела при стрельбе из правой и левой установок совершенно отсутствуют. Такое же положение и при стрельбе из задней установки, имеющей те же недостатки, что и бортовые.

Установка турели на Д-12 не оправдывает своего назначения, так как она имеет недостаточный угол возвышения и не защищает стрелка от поражения с воздуха (турель авиационного типа). Перестановка пулемета из одного гнезда в другое в бою на ходу совершенно невозможна, так как пулемет после стрельбы сильно перегревается и взять его голыми руками совершенно невозможно.

Если иметь не один, а 2-3 пулемета, установленных в имеющихся установках, то они делают совершенно невозможным ведение огня из машины вследствие стесненности стрелка. Условия наблюдения для командира машины (он же стрелок) совершенно не отвечают тактическим требованиям”.

Тем не менее, Д-8р был рекомендован к серийному производству, при условии внесения в его конструкцию целого ряда доработок. Совсем нелестные отзывы военных специалистов о боевых возможностях бронемашины Дыренкова учитывались УММ, но ничего лучше советская промышленность тогда предложить не могла. В скором времени последовал приказ о принятии Д-8р на вооружение РККА (серийные машины обозначались просто Д-8) и уже через несколько недель машина была поставлена на конвейер. Неудивительно, что не прошло и месяца, как в журнале НТК УММ №26 от 27 июня 1931 года появилась следующая запись.

“...2. Опытные бронемашины Д-8 и Д-12. Признать, что Д-8 и Д-12 не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к легким разведывательным автомобилям ввиду неудобства пользования вооружением, плохой видимости для водителя и перегрузки передней оси (300 кг).

Необходимо внести следующие изменения и дополнения:

1). Сохранение бронирования моторной будки до передней стенки броневого корпуса;

2). Для улучшения видимости водителя переднюю стенку броневика перенести назад;

3). Для улучшения наблюдения при поворотах срезать выступающий мыс передней стенки автомобиля;

4). Все шаровые установки упразднить;

5). Установить вооружение в один пулемет ДТ, пулеметная установка должна обеспечить круговой обстрел поверх кузова как по земным, так и по воздушным целям;

6). Конфигурацию изменить в соответствии с пунктом 5;

7). Прорезать в корме люк для наблюдения при движении задним ходом”.

Доработки вносились в ходе серийного строительства, но в полном объёме исправить все недостатки Дыренкову не удалось. За неполных шесть месяцев 1931 года на заводе ДРО собрали 50 Д-8 и ещё 10 сдали в первой половине следующего года. В это количество входили как Д-8, так и Д-12, поэтому выяснить, сколько именно “восьмерок” было построено сейчас проблематично. В любом случае, Д-8 было выпущено несколько больше.

Живые обои для Android Бронетехника СССР.

Материал взят отсюда.

promo red_odysseus december 2, 2015 15:30 12
Buy for 1 000 tokens
Я довольно давно слежу за рынком как мобильных приложений, так и за рынком игр для PC. И заметил одну неприятную тенденцию, а именно, почти полное отсутствие отечественных игр патриотического направления. Ну то есть ярко выраженного. Я прекрасно понимаю, что всякий игровой трэш будет…

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сталин. Цитаты

Бронетехника СССР

ИА Красная весна

газета Суть времени

Игры Патриотов




Tags

Powered by LiveJournal.com