?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Не ошибусь, если скажу, что каждый наверняка наслышан о многочисленных проблемах нашего образования от дошкольного до высшего. Так же не ошибусь, если предположу, что этот вопрос заботит подавляющее большинство граждан и это понятно, ведь от качества образования напрямую зависит будущее сегодняшних школьников и студентов, а значит и будущее всей страны.

Я не буду перечислять явные проблемы, лежащие на поверхности, такие как недофинансирование, низкие зарплаты преподавателей, кадровый голод, пресловутый ЕГ и полное убийство творческого подхода к процессу обучения как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Это все видно, на эти темы идут дискуссии и, как мне кажется, в обществе есть более или менее общая позиция по этому вопросу.

Я бы хотел затронуть не настолько очевидные проблемы образования, однако не менее важные. А именно, формирование общественного мнения и отношения к образованию как к важнейшему процессу. На мой взгляд, если общество здорово, то у него есть четкое понимание добра и зла, что идет на благо, а что нет и относительно всех вещей, определяющих нашу жизнь, в таком обществе есть четкое мнение, принимаемое подавляющим большинством и элитой. В приложении к нашему разговору это выглядит так, возьмем пример СССР.

Там был создан культ образования со всеми вытекающими отсюда последствиями, такими как: возвышение профессии учителя, придание процессу обучения по-настоящему сакрального смысла, не побоюсь этого слова. Сам этот процесс был не просто чисто технической передачей знаний, а чем-то глубоким, наделением ученика возможностью строить будущее, причем светлое будущее, как ни банально это звучит, но это было так, именно такой смысл придавался процессу обучения. А так же не стоит забывать, что обучение и воспитание тогда были связаны нераздельно, детский сад, школа и ВУЗ не просто учили, они воспитывали Человека. Результат был очевиден - количественный и качественный рывок СССР в этой области, который позволил стране выйти в мировые лидеры по науке и технологиям.

Естественно, при таком подходе в обществе выработалось соответствующее отношение к образованию. То есть высмеивать учителя или представлять процесс школьного или ВУЗовского разгильдяйства веселым и забавным было немыслимо, тем более крутить это по ЦТ.

Сейчас же в обществе сформировано крайне поверхностное отношение к образованию вообще и к высшему в частности. Не последнюю роль в этом играют масс-медиа. Самый тиражируемый ими образ современного студента это - инфантильный придурок. А учеба в школе - вообще полный мрак и состоит только из решения подростковых проблем и приколов над учителями. Так чему удивляться, когда дети и подростки переносят образы, созданные телевидением и интернетом, в реальную жизнь. В лучшем случае, такой ребенок может усвоить только одну заповедь "учись,чтобы было больше денег". Но при таком подходе это "больше денег" становится доминантой на всю жизнь, а это очень опасная установка, наверно не нужно объяснять почему.

И пока у нас в стране слово "учись", в контексте высшего образования, будет красоваться на фоне задницы обтянутой джинсами и значка 16+ на всех билбордах страны, а школа и ВУЗ будут и дальше отстраняться от процесса воспитания, то уверяю вас, как бы мы не подняли зарплату учителям, сколько бы не выделили бюджетных денег, отношение общества к образованию останется прежним, значит и эффективность всех изменений будет иметь гораздо меньший КПД, нежле он мог бы быть при комплексном подходе, подобном подходу в СССР.

Казалось бы, что сложного создать этот комплексный подход, если и сам президент всегда подчеркивает важность образования для будущего страны? Но есть одна небольшая загвоздка, нельзя начать решать комплексно только проблему одного образования, она очень тесно переплетена с другими вопросами жизни, и если начать что-то делать в этом направлении именно комплексно, то это в итоге неминуемо приведет к противоречиям с самой системой политической власти в России в том ее виде, в каком она находится сейчас и, видимо, планирует существовать дальше. А я думаю, что большая часть элиты это все очень хорошо понимает и именно поэтому не стремится сделать ничего конструктивного.

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
vlad1_74
Oct. 6th, 2016 06:11 pm (UTC)
Во-первых, с возвращением на "поле брани". Подвижки идут, новый министр, уполномоченный, надо самим ещё действовать на местах и дело пойдёт.
red_odysseus
Oct. 7th, 2016 02:37 am (UTC)
Посмотрим на деятельность нового министра, но как я и написал се эти проблемы завязаны в один клубок с остальными и их нельзя решать не решая другие.
(no subject) - aleksei_61_rus - Oct. 8th, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - krasa74 - Oct. 8th, 2016 12:14 pm (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 7th, 2016 06:33 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
Oct. 7th, 2016 08:34 am (UTC)
О комплексном подходе к проблемам образования
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «О комплексном подходе к проблемам образования» в контексте: [...] Оригинал взят у в О комплексном подходе к проблемам образования [...]
freedom_of_sea
Oct. 7th, 2016 09:15 am (UTC)
без Гулага нет и не может быть нормального образования в России!
krasa74
Oct. 8th, 2016 12:15 pm (UTC)
Да, отправлять туда исключитльно родителей, у которых дети растут как трава в поле
freedom_of_sea
Oct. 8th, 2016 04:01 pm (UTC)
как было в ССССР!
kvasurich
Oct. 7th, 2016 10:09 am (UTC)
Не покидает ощущение, что употребление положительного отзыва о системе образования в СССР, есть не только лишь собственно отзыв для сравнения, а присоединение к общероссийской массовой дрочке на сам СССР. Что не может не иметь подтекст, мол, в СССР всё было лучше и далее везде. Уж коль скоро речь идёт об образовании, то и говорить надо об образовании и ни о чём более.
Я с 1-го по 10-й класс учился в СССР. Среди моих ровесников АБСОЛЮТНО такая-же пропорция отношения неучей к образованным, как и среди современной молодёжи (старшему сыну 21, младшей дочери 10, так что не понаслышке).
Нет-нет, я не в восторге от современной системы. Я противник, например, введения "Основ мировых религиозных культур", предмета, который "отпочковали" от изучения истории как предмета, как общей науки. Я против такого изучения математики , когда таблицу умножения проходят полгода. Против политической окраски (спасибо, что пока в школе каждое утро на общей линейке не поют какую-нибудь аллилуйю и осанну). Против системы, когда эрудиция превалирует над осознанием и глубоким пониманием.
Вообще я против системы, именующейся "образование". Считаю, что более верный путь в этом ключе -- это "просвещение". Как-бы не брюзжали доморощенные этимологи, но это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
P.S. СССР -- позади. Впереди -- Великая Россия.
red_odysseus
Oct. 7th, 2016 11:50 am (UTC)
"массовой дрочке на сам СССР. " - дальше не читал. Человек не умеющий корректно выразить своим мысли ничего умного написать не может априори.
kvasurich
Oct. 7th, 2016 12:27 pm (UTC)
Раз не читал, то зачем отвечать? На что? В ответ-же на Ваши слова, могу написать следующее. Человек, не владеющий грамотностью, в частности, пунктуацией, вообще не умный.
Ха, а нормально так расплевались, вполне в духе интернетов )))
(no subject) - red_odysseus - Oct. 7th, 2016 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 7th, 2016 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - red_odysseus - Oct. 7th, 2016 02:16 pm (UTC) - Expand
rjadovoj_rus
Oct. 8th, 2016 08:35 am (UTC)
Ага. Выпейте, покурите - и великая Россия появится
kvasurich
Oct. 8th, 2016 12:45 pm (UTC)
Не, ваши методы мне не подходят. Но спасибо за рекомендацию.
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 8th, 2016 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 8th, 2016 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 8th, 2016 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 8th, 2016 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 8th, 2016 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 8th, 2016 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 8th, 2016 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 8th, 2016 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 9th, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - yirtpoid - Oct. 8th, 2016 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 8th, 2016 10:59 pm (UTC) - Expand
krasa74
Oct. 8th, 2016 12:17 pm (UTC)
Плюсую!!!
Не понимаю паники, в которой, к тому же, обвиняют пресловутый ЕГЭ...
В мои годы двоечников было не меньше (если не больше)...
Единственное-дети еще что то читали, хоть из под палки!
Сейчас же, кроме смс-ок, не читают ничего
kvasurich
Oct. 8th, 2016 12:48 pm (UTC)
Поверьте, и сейчас дети читают. И также часто "из-под палки". У меня и сын читает (21год) и доча (10 лет). Так что, может, надо родителей выпороть? )))
За собой тоже стал замечать: работа, заработки и всё такое, устаёшь, аки конь тыгыдынский, порой доче так скажешь: "доча, давай сама там поделай". И, блин, корю себя потом за это.

Edited at 2016-10-08 12:50 pm (UTC)
(no subject) - astra_amans - Oct. 8th, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 8th, 2016 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maksim1023 - Oct. 10th, 2016 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astra_amans - Oct. 10th, 2016 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 10th, 2016 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astra_amans - Oct. 10th, 2016 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maksim1023 - Oct. 15th, 2016 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 17th, 2016 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astra_amans - Oct. 10th, 2016 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvasurich - Oct. 10th, 2016 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astra_amans - Oct. 10th, 2016 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astra_amans - Oct. 10th, 2016 08:13 pm (UTC) - Expand
yirtpoid
Oct. 8th, 2016 03:55 pm (UTC)
Виноват не ЕГЭ сам по себе. Какой-то экзамен сдавать всё-равно нужно.
Виновата система подготовки к нему, в ходе которой ученика натаскивают на правильные ответы, а не учат получать знания и правильно ими оперировать.

Двоечники тогда и сейчас - это две большие разницы. У меня в классе, например, учились те, кого называли двоечниками. Все поголовно читали исторические романы и фантастику, с жаром их обсуждали на перекуре в школьном дворе.
Нынешний двоечник - это абсолютный ноль ни чего, кроме смартфона не познавший.
evstoliya_3
Oct. 8th, 2016 09:06 pm (UTC)
Вам либо в Одессу, либо в Израиль, судя по тексту...
kvasurich
Oct. 8th, 2016 11:04 pm (UTC)
Нет, никуда я не поеду. Чтоб вас тут оставить? Что вы до конца отбыдлили страну? Не-е, не поеду, как-бы вам этого не хотелось. Я понимаю, что вам мешаю, но увы, здесь моя Родина.
(no subject) - astra_amans - Oct. 10th, 2016 08:30 pm (UTC) - Expand
dz0rin
Oct. 7th, 2016 02:47 pm (UTC)
"недофинансирование"

Я думаю, что прекратив финансирование самых отстойных проектов (неэффективные образовательные технологии, сомнительные учебники и пособия...), мы обнаружим, что даже эти финансы можно использовать эффективно.

"низкие зарплаты преподавателей"

Сколько лет идут разговоры о том, чтобы вернуть деньги из пресловутого "стимулирующего фонда" (оставив премиальный) в фонд зарплаты, увеличив её практически вдвое, если не больше. Сейчас этим фондом фактически распоряжается администрация ОУ, используя его как инструмент разъединения педагогического коллектива и манипуляции им, а также как способ официально узаконенной личной наживы.

"кадровый голод"

Он изначально был искусственно создан. Восстановление закрытых (начиная с 90-х) НИИнститутов, определяющих и сопровождающих образовательный процесс, когда-то принимавших активное участие в подготовке кадров; привлечение в систему тех высококвалифицированных специалистов, которых годами целенаправленно выдавливали из системы под различными предлогами, но которые ещё остались и готовы работать; отказ от реализации неэффективных образовательных технологий (поддерживаемых официально на протяжении нескольких последних десятилетий) и обращение к уже имеющимся эффективным (в основном, это авторские разработки, которые продолжались без участия со стороны государства, их мало, но они есть); полный отказ от финансовой поддержки целых армий и всевозможных институтов, разрушающих образование (на это уходит, как мне представляется, не меньшее количество средств, чем тратили мы когда-то на науку)... Всё это позволит решить кадровую проблему, причём, даже в рамках либеральной идеологии, если она явно не прозападная и не предательская по отношению к России.

"пресловутый ЕГ"

И эта проблема вполне решаема, в т.ч. в рамках нормальной либеральной идеологии. Антироссийскую направленность ЕГ можно сменить за долго до того как сам этот экзамен возможно будет отменить, как не доказавший свою эффективность.

"полное убийство творческого подхода к процессу обучения как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей"

Полное убийство приведёт к полному развалу России. Если она до сих пор стоит, значит в каких-то учреждениях этот подход всё ещё реализуется. Их нужно защищать и пропагандировать их опыт, приглашать сотрудников этих учреждений в дело подготовки кадров, изучать их опыт и учитывать в государственной образовательной политике.

"формирование общественного мнения и отношения к образованию как к важнейшему процессу"

И это возможно начинать уже в рамках либеральной модели.

"нельзя начать решать комплексно только проблему одного образования"

Это сродни вопросу о том, возможно ли построить социализм в отдельно взятой стране. Кому-то начинать нужно? Нет? Строить даже катакомбную школу, если государство направлено на разрушение социальных институтов? Это не значит, что подобная катакомбная школа должна в подполье существовать. Она может быть устроена в любой образовательной школе. Если есть хотя бы один высококвалифицированный специалист, способный выступить в роли научного руководителя, имеющий для этого соответствующую лицензию и люди - конкретные родители, готовые ему помочь. И все вопросы практически решаются при условии, если люди действительно хотят дать своим детям качественное образование, причём, решаются уже в рамках тех законов, которые имеются, в рамках той идеологии, которую имеем. Никто не говорит о том, что трудно выживать в условиях, во многом не совместимых в жизнью. Но если выбираешь жизнь, то все трудности преодолимы уже сейчас, а не тогда, когда светлое будущее нагрянет вдруг ни с того ни с сего.
krasa74
Oct. 8th, 2016 12:12 pm (UTC)
"...а школа и вуз будут дальше отстраняться от процесса воспитания...
Скажу Вам как педагог с большим стажем: воспитывать-это прерогатива сугубо родителей и вообще семьи, вторая по значимости социальная функция данного общественного института; школа же и вуз-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, воспитывать они обязаны сугубо в рамках школьных воспитательных мероприятий...
Мне так нравится вот такое вот "спихивание" своих чад на школу... Родителям надо что-только зачать и родить чадо?! Остальное за них сделает система образования?!

Edited at 2016-10-08 12:19 pm (UTC)
cubaturashara
Oct. 9th, 2016 01:14 pm (UTC)
Скажу Вам, краса, как сын педагога со стажем, вдвое больше Вашего. Что такое "учебное заведение" как школа, без функции воспитания просто не в состоянии проводить качественное обучение. И "спихивание" тут абсолютно ни при чём. Воспитание в школе дополняло воспитание в семье, а в случае плохой семьи - во многом заменяло. И Вы не можете этого не понимать. Другое дело, что после вытравления воспитательной функции из школ, молодым учителям (и большинству пожилых тоже) совсем не хочется сейчас брать на себя такую серьёзную дополнительную нагрузку. И без поддержки масс-медиа школа в одиночку не справится.
astra_amans
Oct. 8th, 2016 01:31 pm (UTC)
ой бля, тока не это, щас срыгну прям в морду министру..
sobesednik_m
Oct. 8th, 2016 06:25 pm (UTC)
В далеком 1974 году из 2-х восьмых классов московской средней школы не смогли набрать один 9-й. Школьники предпочли уйти в ПТУ и техникумы. Поскребли по району и 9-й класс все таки "укомплектовали"... И через пару лет из трех десятков выпускников в ВУЗы поступило трое...
Это я к тому, что великолепное советское образование все таки МИФ. Те, кто хотел учиться, учились... Тем, кто особого желания осваивать предметы не проявлял, учителя ставили тройки или четверки чтобы не портить уровень успеваемости... Показуха была и в школе...
Трагедией отсутствие высшего образования не было, тем более, что рабочие получали больше чем многие обладатели дипломов о высшем образовании...
zepp7_7_7
Oct. 9th, 2016 05:26 am (UTC)
"Там был создан культ образования со всеми вытекающими отсюда последствиями," ©
таки , слова правильные , вот токмо выводы противоположные. просто всё это вылилось в извращённое понимание и подмену понятий : из "храма науки" выкинули "науку" и оставили "храм" с "жрецами" и прочими закидонами , когда диплом даёт индульгенцию плевать на всех свысока , оставив только один аргумент "у меня диплом есть , так что заткнись!".
maksim1023
Oct. 9th, 2016 02:09 pm (UTC)
ох ты, и у вас таких плакатов понатыкали?!
( 53 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сталин. Цитаты

Бронетехника СССР

ИА Красная весна

газета Суть времени

Игры Патриотов




Tags

Powered by LiveJournal.com